Примерно в восемь месяцев родители сталкиваются с неожиданным поведением ребёнка: он начинает выбрасывать игрушки из кроватки или просто кидать их на пол.


Причём это не случайно: ребёнок целенаправленно выбрасывает игрушку за игрушкой. Родители терпеливо собирают игрушки, или ругают ребёнка, говорят, что так делать нельзя. Но ребёнок снова и снова продолжает выбрасывать игрушки. Давайте разберемся, почему ребенок кидает игрушки?
Когда мы, взрослые, берём какой-то предмет в руку и собираемся его кинуть, мы точно знаем, что он упадёт. Даже если мы не задумываемся в этот момент, наш жизненный опыт не даст ошибиться. Мы также знаем, что стеклянный предмет скорее всего разобьётся, мяч отскочит, а пушинка будет медленно парить. Нашего опыта достаточно, чтобы предугадать эти события.
У ребёнка этого опыта нет. Он даже ещё не знает, что опыт может быть причиной каких-то следствий. И вот малыш впервые случайно кидает игрушку на пол. Она падает. Это интересно. Необычно. Это новый опыт. Ребёнок кидает ещё одну игрушку. И она тоже падает.
Выкинув десяток-другой игрушек на пол, ребёнок вдруг понимает, что это он! Сам! Выкинул игрушки! Это невероятное открытие! И, конечно же, в этом нужно достоверно убедиться. А значит, нужно выкинуть ещё несколько десятков игрушек. Ребёнок довольно долго наслаждается важным открытием. Он чувствует себя причиной следствия. Это первые проявления «Я» ребёнка.
А дальше начинается исследовательский процесс. Оказывается, одни игрушки падают мягко и глухо ударяются о пол, другие – звенят, третьи – падают со стуком, мячик катится и т. д. И снова нужно много-много раз убедиться в том, что мячик укатится, мишка упадёт тихо, а погремушка звякнет.
Это серьёзная познавательная деятельность, в которую включён ребёнок. В этом процессе развивается мышление ребёнка, он утверждается в постоянстве мира.
Так балуется ли ребёнок? Привлекает ли внимание? Может быть. Но, скорее всего, он познаёт мир, развивается. Давайте не будем мешать ему в этом, а просто снова соберём игрушки и вернём ребёнку.